Корсары: Новое время

Объявление

Ведётся разработка

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Корсары: Новое время » Сюжет и справки по игре » Справка: эпоха игры


Справка: эпоха игры

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Гала́нтный Век (фр. Fêtes galantes) — условное обозначение эпохи Ancien Régime, охватывающей временной отрезок 1661—1789, то есть от начала самостоятельного правления Людовика XIV до Великой Французской революции.
Некоторые исследователи признают Галантным Веком только XVIII столетие. Понятие «Галантный Век» используется в художественной и популярной исторической литературе, в работах по искусствознанию и истории костюма.

Отличительные черты
1. Расцвет абсолютизма.
2. Фаворитизм, могущество официальных фавориток (и фаворитов).
3. Обособленность королевского (императорского) двора от остального населения.
4. Культ наслаждений, как основной жизненный принцип.
5. Развитие изящных искусств, индустрии моды и развлечений.
6. Галантность, как основа взаимоотношений мужчины и женщины. Это понятие включало в себя такие резко противоположные тенденции, как провозглашение женщины «богиней» и «властительницей дум» и, с другой стороны — использование её же в качестве бесправного объекта, «орудия» для получения удовольствий.
7. Общеевропейская галломания, признание за Францией, а точнее — за Версальским двором абсолютного приоритета в области искусств, моды, а также — образования и воспитания личности.

О термине "галантность"
Понятие «галантность», давшее наименование целой эпохе, относилось, прежде всего, к отношениям мужчины и женщины из аристократической (главным образом, придворной) среды. Галантность в переводе с французского языка означает изысканную вежливость, чрезвычайную обходительность.
В XVII—XVIII веках под галантностью подразумевалась не только крайняя степень уважения к женщине, но и поклонение женской красоте, своеобразное «служение» даме, исполнение всех её желаний и капризов. Однако между средневековой куртуазностью и галантностью придворного франта была существенная разница: последний был не обязан совершать подвиги во имя Дамы. Рыцарские турниры тоже стали достоянием истории. Вместе с тем, как и в Средние века, женщина оставалась фактически бесправной, а её благополучие полностью зависело от мужчины.
Образцом для подражания, разумеется, выступал правитель — король, курфюрст, герцог. Считалось хорошим тоном содержать фаворитку, давать в её честь балы, концерты и маскарады. Ряд исследователей видят в этой системе «выродившийся средневековый культ Прекрасной Дамы». Основа галантных отношений — изысканный флирт, зачастую не переходящий рамок приличий. Для этих целей существовала особая коммуникативная система: «язык вееров» и «язык мушек».
На содержание дворов «галантные» европейские монархи тратили больше средств, чем даже на военные расходы (и это в условиях частых войн XVII—XVIII веков). Редкое исключение составляли короли Пруссии.
Постепенно термин «галантность» распространился на стиль жизни в целом. «Галантным» признавался человек, чьи манеры, речь и костюм —безукоризненны, чьи познания говорят об интересе к наукам и искусствам. Следуя этому постулату, дети из аристократической среды получали разностороннее, но поверхностное образование. «Галантный кавалер» и «галантная дама» продумывали каждый свой жест, взгляд, слово до мелочей.
Единственный в Европе журнал, посвящённый моде и стилю, назывался «Галантный Меркурий», в живописи возник целый жанр — «галантная сцена», на подмостках ставились «галантные балеты».

Психология Галантного Века
Главной психологической особенностью человека Галантного Века является инфантильность. Он не просто боялся старости — он не хотел взрослеть. Постоянное желание праздника, отсутствие продуктивной деятельности, жажда ежедневных перемен, осознание возможности жить за счёт других — это норма именно детского поведения. Недаром, одно из любимых слов Галантной Эпохи — каприз, то есть детская реакция на неудовлетворённую потребность.
Главный враг человека Галантного Века — скука. Ради её преодоления он готов на всё: маркиза де Помпадур учреждает для Людовика XV так называемый «Олений парк» — место встреч короля с юными девушками. Анна Иоанновна устраивает свадьбу шутов в Ледяном Доме. Человек Галантной Эпохи, как и ребёнок, жил сегодняшним днём: «после нас хоть потоп!».
В Галантную Эпоху существовала и самобытная маскарадная культура, уже не имеющая ничего общего с ритуальным карнавалом древности и средневековья. Галантному Веку присуща любовь к переодеваниям. Многочисленные пьесы и комические оперы того периода обыгрывают следующую ситуацию: девушка переодевается в камзол, юноша — «превращается» в девушку, служанка — в госпожу… и так далее. Екатерина II в своих мемуарах даёт описание маскарадов при дворе Елизаветы Петровны, во время которых мужчины облачались в женское платье, а женщины — в мужское. Ещё одно излюбленное слово Галантного Века — игра. То есть человек не жил, а, можно сказать, играл в жизнь.
Психологи отмечают, что подобный инфантилизм характерен для людей, испытывающих страх перед ответственностью и перед принятием волевых решений. В условиях абсолютизма такое поведение аристократии вполне объяснимо: от королевского каприза зависела не только их карьера, но, зачастую, и жизнь. Вместе с тем, монарх был единственным защитником и покровителем аристократа, своеобразным «отцом», которому дозволено карать, но и до́лжно опекать. В этом можно видеть отголоски средневековой системы сюзеренитета — вассалитета.

Эстетический идеал Галантного Века
Эталон красоты на протяжении 130 лет постоянно менялся, однако, можно проследить одну неизменную тенденцию: красивым признаётся утончённый сибарит. Этот «идеал» мог быть величественным и стройным, как в барочную эпоху Людовика XIV, а мог иметь хрупкое, и, вместе с тем, пухлое тело — во вкусе рококо, но смысл всё равно сводится к тому, что это — красота человека, не знающего никакого труда. Тренированность, загар, грубые черты лица считались неприемлемыми даже для мужчины, ибо это — черты презираемого труженика.
Человек Галантного Века спокойно относился к отсутствию у него природной красоты. «Красивая внешность — лишь игра случая» — цитата из эпистолярного романа «Опасные связи» в полной мере отражает общественное мнение. Красота вполне достижима при помощи румян, пудры, мушек, парика и корсета. Существовали даже «накладные икры» для мужчин, а некоторые дамы клали специальные шарики за щёки для придания лицам округлости.
В женщине ценится не «холодная» красота, не правильные черты лица, а пикантность: осиная талия, узкие бёдра, маленькие ступни, круглое лицо. Женщина Галантного Века должна была напоминать изящную статуэтку.
Стремление к необременительным наслаждениям, к постоянному празднику жизни породили культ «вечной» молодости. В результате, благодаря активному использованию декоративной косметики, все казались примерно одного возраста. Портреты Галантного Века практически не дают нам представления о пожилых людях.
Постепенно происходила и феминизация облика мужчины. В арсенале придворного кавалера — яркая косметика, а пудреный парик и обилие кружев ещё больше подчёркивали женственность образа.
В результате, внешне все были не только одного возраста, но как бы и «одного пола». Эта своеобразная унисекс — мода сделала возможным появление такого феномена, как знаменитый кавалер де Эон, чья половая принадлежность до сих пор является предметом исследовательских споров.

Особенности моды Галантного Века
Никогда костюм аристократии не был столь красив и живописен, как в эту эпоху. Мода Галантного Века — это рафинированность и максимальная неестественность. Костюм не подчёркивает, а, скорее искажает естественные линии тела. Силуэт эпохи — два «треугольника», вершины которых соединены в области талии. Основа «галантной» эстетики — корсет (его носили не только женщины, но и многие мужчины). Он зрительно сужает талию, расширяет плечи и делает спину идеально прямой. Одеяние многослойно и состоит из большого количества деталей, создающих единый образ. Костюм Галантного Века — это одежда, словно специально созданная для праздности. Кружевные манжеты, почти полностью скрывающие кисти рук, высокие каблуки, пышные жабо, узкие камзолы и штаны-кюлоты не дают возможности даже для энергичного движения. Основная особенность женской моды этого периода — женственность и подчёркнутый эротизм.

2

Язык веера - особый секретный код кавалеров и дам, пользовавшийся популярностью во Франции второй половины XVII — XVIII веков.
Язык веера, появившийся в Испании, усовершенствованный во Франции в эпоху Людовиков, а потом перекочевавший вместе с веером и в Россию, противоречив и сложен ныне для понимания. Язык веера имел много вариаций в зависимости от общественного круга и даже города. Человеком своего времени он «читался» в процессе разговора, по перемене положения веера, движению руки, по количеству открывшихся и мгновенно закрывшихся отдельных «листиков». Хотя веер находился в руках женщины, знать все тонкости тайного языка должен был мужчина, которому адресовались послания.
Язык веера был общепринятой частью любовной игры. Ему уделялось большое внимание на уроках танцев и этикета. В 1757 году в Париже вышла книга «Учебник четырех цветов» (Le Livre de Quatre Couleurs), подробно описывающая дамские туалеты и манеры. Отдельную главу в книге занимало описание языка веера. Веер превратился в неотъемлемый атрибут жизни высшего света. С его помощью дамы выражали или, наоборот, скрывали свои чувства. Во Франции говорили: «Веер в руках красавицы — скипетр на владение миром». А в Лондоне даже была открыта «Академия по обучению манерам пользования веером».
В России с Петровской эпохи веер был непременным атрибутом дамского кокетства. В русском языке даже появилось выражение «махаться» — в значении кокетничать. Возраст, с которого можно было «махаться» наступал в 13-14 лет.
Классическая форма веера из деревянных или часто костяных пластинок, соединенных штифтом и часто обтянутых бумагой или тканью, раскрываемая полушарием была изобретена в Китае и получила распространение в Европе в XVI веке. Первоначально веер был атрибутом благородной дамы или даже светского юноши. Эпоха барокко вводит моду на разрисованные веера с зеркальцем посередине, обрамленные страусиными или павлиньими перьями.
    Для второй половины XVII и XVIII вв. характерна значимость веера, как предмета изысканного быта и костюма. В это время и появляется "язык вееров", особый секретный код кавалеров и дам (как язык мушек, язык цветов и прочие "языки" - характерная примета времени). Невзначай переложенный из одной руки в другую веер мог решить судьбу возлюбленного, высказать желание, назначить свидание, причем, с указанием точного времени и места. Культура этого времени с ее румянами, белилами, мушками и т.п. была вообще наполнена некими секретными кодами, поражала своей хрупкостью, эфемерностью, многосмысленностью и иллюзиями.
Язык веера сложен ныне для понимания. Он дошел до нас, в основном, в виде противоречивых описаний, не подкрепленных иллюстрациями. Человеком своего времени он "читался" в процессе разговора, по перемене положения веера, движению руки, по количеству открывшихся и мгновенно закрывшихся отдельных "листиков". Хотя веер находился в руках женщины, знать все тонкости тайного языка должен был мужчина, которому адресовались послания.
Именно с веером изображали дам на протяжении всего XVIII столетия. На портретах он обычно закрыт, находится в правой руке и повернут в сторону собеседника (зрителя). Такое положение означает любовь и расположение, но послание не имеет конкретного адресата. "Молчание" вееров на портретах XVIII века не случайно. Заказной портрет предназначался для потомков и должен был рассказать о сословном достоинстве предка, но не раскрывать амурных тайн молодости бабушек и прабабушек.
На Портрете дамы в синем платье неизвестного художника из Останкинского дворца-музея изображен "говорящий" веер - действительно большая редкость. На портрете дама держит веер левой рукой лицевой стороной к зрителю, и при этом три "листка" веера раскрыты. Этот жест может означать: "Вы страдаете - я вам сочувствую". Необычное положение веера на этом портрете заставляет предположить, что он заказан и исполнен людьми с провинциальными представлениями о столичной моде или принадлежит кисти иноземного живописца.
    Эмоциональный фон:
      -- "Расположение, симпатия, любовь" - подать человеку веер верхним концом.
      -- "Презрение" - подать веер нижним концом (ручкой вперёд).
      -- "Сомнение" - закрывающийся веер.
      -- "Отрицание" - закрытый.
      -- "Скромность, неуверенность" - веер, раскрытый менее чем на четверть.
      -- "Одобрение" - раскрывающийся веер.
      -- "Безоговорочная всеобъемлющая любовь" - полностью раскрытый веер.
      -- "Волнение от известий" - резкие быстрые взмахи.
      -- "Ожидание" - похлопывание чуть раскрытым веером по раскрытой ладони.
      -- "Нерешительность" - прикрывание половины лица и глаза веером, раскрытым на треть.
      -- "Кокетство" - прикрытый подбородок и часть щеки с одновременным наклоном головы и улыбкой.
      -- "Поощрение" - замедленное помахивание веером раскрытым на "S" (поощрение, "я готова, жду" - замедленные помахивания веером раскрытым на ?)
      -- "Благодарность" - раскрывающийся веер с одновременным наклоном головы.
      -- "Невозможность" - полураскрытый, опущенный вниз веер.

    Цветовое значение:
      -- Белый - невинность;
      -- Чёрный с белым - нарушенный мир;
      -- Чёрный - печаль;
      -- Розовый с голубым - любовь и верность;
      -- Красный - радость, счастье;
      -- Вышитый золотом - богатство;
      -- Жёлтый - отказ;
      -- Шитый серебром - скромность;
      -- Зелёный - надежда;
      -- Убранный блёстками - твёрдость и доверие.
      -- Голубой - постоянство, верность;
      -- Коричневый - недолговременное счастье;

    Точная фразовая информация:
      -- "Да" - приложить веер левой рукой к правой щеке.
      -- "Нет" - приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.
      -- "Я вас люблю" - правой рукой указать закрытым веером на сердце.
      -- "Я вас не люблю" - сделать закрытым веером движение.
      -- "Мои мысли всегда с вами" - наполовину открыть веер и несколько раз легко провести им по лбу.
      -- "Я к вам не чувствую приязни" - открыть и закрыть веер, держа его перед ртом.
      -- "Я приду" - держа веер левой стороной перед тем, с кем идёт разговор, прижать веер к груди и затем быстро махнуть в сторону собеседника.
      -- "Я не приду" - держать левую сторону открытого веера перед тем, с кем идёт разговор.
      -- "Не приходите сегодня" - провести закрытым веером по наружной стороне руки.
      -- "Приходите, я буду довольна" - держа открытый веер в правой руке, медленно сложить его в ладонь левой руки
      -- "Будьте осторожны, за нами следят" - открытым веером дотронуться до левого уха.
      -- "Молчите, нас подслушивают" - дотронуться закрытым веером до губ.
      -- "Я хочу с вами танцевать" - открытым веером махнуть несколько раз к себе.
      -- "Вы меня огорчили" - быстро закрыть веер и держать его между сложенными руками.
      -- "Следуйте за мной" - похлопывание по ноге сбоку.
      -- "Я готова следовать за вами" - похлопывание по ноге спереди.
      -- "Отойдите, уступите дорогу!" - сложенный веер, направленный на мужчину.
      -- "Убирайтесь прочь! Вон!" - резкий жест сложенным веером рукоятью вперёд.

Если собеседник, пользующийся особым расположением, просит веер, то следует подавать его верхним концом, что означает симпатию, любовь, для выражения презрения веер подается ручкой, т, е. нижним концом.

http://zhurnal.lib.ru

3

Мушка
Мушка (от фр. mouche) — косметическое средство для коррекции кожи, распространённое в XVII—XVIII веках в аристократической и буржуазной среде.
Представляла собой кусочек чёрного пластыря, тафты или бархата, который приклеивался на лицо, грудь или плечи в виде «родинки». В XVIII веке мушка стала не только средством макияжа, но и орудием флирта (т. н. «язык мушек»).

Появление мушек
Считается, что своим появлением мушка обязана британской герцогине Ньюкастл, кожа которой оставляла желать лучшего. Герцогиня изобретательно обыграла свои недостатки при помощи круглых кусочков чёрной тафты, которые на её лице стали играть роль «искусственных родинок». С их помощью удалось не только «победить» неровности кожи, но и оттенить белизну лица. В Англии этот чёрный кружочек стали называть «пятнышко красоты» (beauty spot), а ещё — заплаточка (patch) или крапинка (speckle). Во Франции, куда мода на мушки проникла очень быстро, их стали именовать moucheron или mouche (муха). Именно калька этого галлицизма прижилась потом и в России.
В те времена женскую красоту мог в одночасье уничтожить коварный враг — оспа: самые прекрасные лица оказывались изрыты страшными рубцами, которые не исчезали даже спустя многие годы. Мушки пришлись как нельзя более кстати.
Всегда, говоря о временах «красных каблуков и величавых париков», мы вспоминаем и об этом маленьком аксессуаре. Без мушек дама «галантной эпохи» ощущала себя неодетой.
Помимо чисто коррекционной функции, мушка имела огромное значение для придворной красавицы: с помощью этого незначительного кусочка материала можно было даже изменить выражение лица. Приклеенная возле уголка рта, мушка делала лицо как бы …улыбающимся (тогда не приветствовалось всё естественное, настоящее: было правильнее не быть, но казаться). И мужчины, и женщины наносили на свои лица целые слои белил, пудры и румян, подводили глаза, пользовались яркими губными помадами. Мушка оживляла эти странные лица-маски.
Существовал даже настоящий мушечный бизнес: рекламное издание XVIII века «Полезная книга парижских адресов» сообщала, что на улице Сен-Дени работает мастерская «Мушечные жемчужины». В ней можно не только приобести готовый товар, но и трафареты для самостоятельного творчества в этой области. Рекомендации профессионалов гласили, что для изготовления качественной мушки нужна непременно новая тафта (или бархат) и специальный клей. Формы мушек варьировались в зависимости от капризов моды. Это могли быть полумесяцы, треугольники, звёздочки и даже силуэты различных предметов. Так, известны мушки-кареты и мушки-кораблики. Считалось, однако, дурным тоном залепливать своё лицо до состояния неузнаваемости — такое безобразие было «приличествующим» только в среде куртизанок.

Язык мушек
XVII, а в особенности, XVIII век, можно также назвать «эпохой флирта». Любовь, сведённая к непрерывному и, порой, опасному кокетству была основой взаимоотношений праздных аристократов. Хорошо воспитанная дама должна была уметь флиртовать сразу с несколькими кавалерами, не выходя за рамки приличий. Когда авторы пишут о «галантном веке», как об эпохе разврата и половой распущенности, то оказываются не совсем правы — был в моде именно флирт, недомолвки, полутона и не приводящее ни к каким «ужасным последствиям» кокетство. «Язык мушек» — явное тому подтверждение. Дама не могла выразить кавалеру свою приязнь или, напротив, отказать во взаимности. Для этого она прибегала к иносказаниям. Мушки, приклеенные на лице особым образом, могли сказать об их обладательнице больше, чем она сама могла себе позволить.
Разные источники содержат различную трактовку положения мушек (вероятно, со временем значения менялись). Историк М. Н. Мерцалова пишет о том, что мушка-полумесяц приглашала для ночного свидания, амурчик означал любовь, а карета — согласие на совместный побег. Круглая мушка, расположенная между виском и глазом называлась «убийцей» или «страстной особой». Если на лице были две-три мушки, то интерпретация зависела от возраста, положения в обществе и репутации женщины.
Мужчины тоже иногда пользовались мушками, но, разумеется, реже, чем их жёны, дочери и «дамы сердца».
http://s16.radikal.ru/i190/1001/c4/305a9800036b.jpg


Вы здесь » Корсары: Новое время » Сюжет и справки по игре » Справка: эпоха игры